Классный час (8 класс) на тему: ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИИ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, КВАЛИФИКАЦИИ
КУ ВО «Детский дом г. Воронежа»
«ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИИ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, КВАЛИФИКАЦИИ»
Конспект занятия
Воспитатель: Дудченко Т.А.
Воронеж 2016
Направление: социализация воспитанников, профессиональное самоопределение.
Цель:
ознакомить с классификацией профессий Е.А. Климова; особенностями каждой сферы профессий, воспитание культуры труда, формирование уважительного отношения к труду
Труд-основа жизни.
Воспитатель:
1. Что такое труд? Каким он бывает?
2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?
используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.
Труд- это…
1) Работа, занятие.
2) Результат деятельности, работы, произведение.
3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
4) Усилие, направленное на достижение чего-либо.
Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Труд различается по содержанию и сложности.
Воспитатель: Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
В первой колонке мы запишем профессии ваших родителей, а во второй- характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.
Что создается трудом.
— Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.
Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство
Представление каждой группой своей схему.
Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.
— Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
Воспитатель:
Как бы вы ответили на вопрос «Что такое профессия?»
. Когда-то, в первобытные времена все люди были вынуждены все делать для себя сами: строили себе жилье, сами добывали и готовили себе пищу, изготавливали себе одежду и т.д. Со временем люди поняли, что если кто-то один будет готовить пищу, кто-то другой изготавливать одежду, то они смогут обмениваться. Так появилось разделение труда, и людям пришлось решать, кто будет заниматься одним делом, а кто другим, т.е. им пришлось выбирать профессию.
Профессия
– это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен возможность существования и развития.
Специальность
– вид занятий в рамках одной профессии.
ПРИМЕР: врач – профессия; невропатолог – специальность
, приведите свои примеры.
Сколько же существует профессий? Существует Единый тарифно-квалификационный справочник, в котором приводятся все профессии, которые имеются на сегодняшний день в России. В нем перечислено более 6 тысяч профессий. Чтобы как-то сориентироваться в этом огромном мире профессий, ученые классифицировали профессии по определенному признаку. Представим себе карту, на которой 5 профессиональных государств, в которых живут 40 тысяч различных профессий и специальностей. Ежегодно 500 из них исчезают и столько же появляются.
Профессии сферы «Человек-человек»:
Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Нужно уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты с людьми, понимать состояния людей, разбираться в их особенностях, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. Выделяют несколько подтипов профессий:
1) Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами: диспетчер, бригадир, менеджер и т.д.
2) Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, с организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой: воспитатель, тренер, репетитор и т.д.
3) Профессии, связанные материально-бытовым и торговым обслуживанием людей: продавец, проводник, стюардесса.
4) Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами: библиотекарь, художественный руководитель.
5) Профессии, связанные с медицинским обслуживанием: медсестра, врач.
Эти профессии требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы.
Профессии сферы «Человек-знак»:
Сюда входят профессии, связанные с обработкой информации, сведений, представленных в виде условных знаков, формул, текстов. Вы можете выбрать прфессию этой сферы, если вам нравится выполнять письменные работы по разным предметам, вести записи, дневники, коллекционировать разного рода выписки, вырезки, упорядочивать их. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, тексты, дорожные знаки и т.д. Профессии сферы «Человек-знак» настолько разнообразны, что среди них также выделяются несколько подтипов:
1) Профессии, руд в которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование: оператор связи, переводчик, архивист, делопроизводитель и т.п.
2) Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения: кассир, бухгалтер, экономист, программист, математик.
3) Профессии, труд в которых направлен на систематизирование знаков, схематическое изображение объектов: картограф, чертежник-конструктор, топрограф.
Чтобы успешно трудиться в профессии «Человек-знак», у Вас должны быть способности к отвлеченному/абстрактно-логическому мышлению(теоретическое обобщение), оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
Профессии сферы «Человек-искусство/художественный образ»:
Все профессии этой сферы можно разделить на области в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности:
1) Профессии, связанные с изобразительной деятельностью: реставратор, скульптор, облицовщик, фотограф, резчик по камню.
2) Профессии, связанные с литературно-художественной де6ятельностью: литературный редактор, корреспондент.
3) Профессии, связанные с актерской сценической деятельностью: артист, ведущий концерта и т.д.
4) Музыкальная деятельность: настройщик музыкальных инструментов, концертмейстер, артист-вокалист и т.д.
От человека профессии этой сферы требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность и яркое воображение.
Профессии сферы «Человек-техника»:
Если вам больше нравятся профессии, труд в которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, виды энергии), то ваша будущая профессия находится в сфере «Человек-техника». Данная сфера самая многочисленная. В ней находятся тысячи профессий:
1) Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород: машинист горных выемочных машин, бульдозера, экскаватора, бурильщик, техник-геолог.
2) Профессии по переработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов: столяр, плотник, оптик, швея, станочник деревообрабатывающих станков.
3) Профессии по производству и обработке металлов: фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, электросварщик, слесарь механосборщик.
4) Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, инженер строитель, архитектор.
5) Профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомонтажник, кабельщик, электромонтажник.
6) Профессии по ремонту, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомеханик, регулировщик электроизмерительной аппаратуры, слесарь-электрик, инженер- электрик.
7) Профессии, связанные с применением подъемных транспортных средств, управлением ими: водитель, крановщик, техник водолазного дела и т.д.
Особенность технических объектов состоит в том, что они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении требуется от работника точность, определенность действий.
От специалиста сферы человек-техника требуется высокая исполнительская дисциплина, высокий уровень наглядно-образного мышления, пространственных представлений, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки. Сориентироваться в этой сфере профессий вам помогут такие школьные предметы как физика, труд, химия, математика, черчение.
Профессии сферы «Человек-природа»:
Если вам нравится зоология, ботаника, анатомия, химия, если вы любите ухаживать за животными, растениями, наблюдать за ними, то возможно, что свою профессию вы найдете в сфере «человек-природа».
Следует помнить, что мало только любить природу, восхищаться ее красотами, удивляться ее многообразию, важно любить ее как творческую мастерскую, в которой ты собираешься оставлять все силы. Проверить прочность своей любви можно лишь в практическом общении с ней. Сюда относятся такие профессии, как садовод, животновод, эколог, физиолог, ихтиолог и т.д.
Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны, изменяются по своим внутренним законам, растут, развиваются, живут без всяких выходных. Работнику нужно не только держать в уме много разной информации, но и мысленно предвидеть изменения наблюдаемых объектов.
От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, важны заботливость и дальновидность, выносливость и терпение к недостатку комфорта
(характеристики всех типов профессий см. в Приложении 2).
Рефлексия:
Итак, на данном этапе выбора профессии вы ознакомились с понятием «профессия», пятью группами профессий (по методике Е.А.Климова), определили, в какой сфере профессий лежат ваши интересы и склонности. Но необходимо учесть, что многие профессии трудно отнести к одному из типов. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.
nsportal.ru
Профессия специальность квалификация должность примеры. Чем профессия отличается от специальности
Многие, пытаясь ответить на данный вопрос, не могут дать точных и внятных формулировок, позволяющих провести какие-то конкретные параллели. Большинство взрослых пытается найти отдаленно похожие трактовки, но все они далеки от истины.
Профессия и специальность – термины, которые постоянно на слуху, но для того, чтобы их можно было уместно использовать в речи, надо знать главные отличия.
Немного о профессии
Если речь заходит о профессии, то человек имеет в виду какой-то вид трудовой деятельности или определенного занятия, который просто невозможен без обретения определенных качеств:
- навыки;
- знания;
- практический опыт;
- квалификация и т.д.
Профессией можно овладеть не только во время обучения в каком-то узкоспециализированном заведении, но и время выполнения практических заданий. Формируя определенный профессиональный багаж, человек становится более востребованным на рынке труда. Такое сочетание получается благодаря определенным знаниям, имеющим определенную сферу применения. Исходя из этого, была создана профессиональная типизация:
- техника;
- экономика и финансы;
- строительство и архитектура;
- медицина и педагогика.
Для формирования понимания того, чем же отличается профессия от специальности, надо дать им соответствующие определения.
Немного о квалификации
Квалификация, в сравнении с профессией, присваивается определенному кандидату только в том случае, если он на протяжении определенного времени повышал свои профессиональные компетенции:
Такое условие является обязательным для многих организаций. Хороший сотрудник постоянно должен повышать общий уровень своих компетенций, а высокая квалификация отразится на уровне получаемого дохода. Необходимо отметить, что специальность – понятие, имеющее более узкий характер, а потому нуждается в подробном объяснении.
Используя вышеописанную квалификацию, можно говорить о том, что разница между понятиями довольно весома, и это можно увидеть на простых примерах. Например, включают следующие специальности: конструктор, механик, инженер и др. Основная задача всех работников – выполнение своих обязанностей в рамках компетенции. Кроме того, они должны хорошо ориентироваться в математике, физике и других точных науках.
Каждая специальность отличается, но в учебном заведении закладывается определенная база универсальных знаний под конкретную профессию. Говоря о должности, следует понимать занимаемое место в определенной организации, где работник является структурной и подотчетной единицей.
Путь к мечте
Профессия и специальность – главные стимуляторы в жизни каждого человека. Ответственность за этот выбор возлагается на учащегося, поскольку сфера будущей деятельности должна определяться заранее. Для достижения успеха в жизни надо выбрать любимое направление и постоянно развиваться в нем. Такой сотрудник привлекателен для любого работодателя, высокие гонорары будут обеспечены.
Основная задача – не затеряться во всем многообразии направлений. Первое и самое главное условие – выбор должен основываться только на тех занятиях, которые будут приносить удовольствие. Деньги не должны являться первоочередной целью. Этим и отличается каждый успешный человек, он посвящает много времени своему развитию, а только потом получает соответствующие дивиденды.
Конечно же, всегда будет альтернативный вариант, решение можно переложить на плечи родителей, но только они не смогут правильно оценить потребности и соответствующий потенциал.
Разница между двумя вышеописанными вариантами связана не только с экономическими соображениями, но и дальнейшим будущим. Для получения ответов на интересующие вопросы можно обратиться к квалифицированному психологу. В ходе прохождения несложных тестов и консультации определяется будущий вектор развития.
Заключение
Подводя небол
wptmp.ru
Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.Классификация профессий.
Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Классификация профессий.
- Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
- Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.
Выбор профессии должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества.
Следовательно, необходима глубокая мотивация.
Решение проблемы правильного выбора профессии тесно связано с формированием соответствующих мотивов.
Мотив – это побуждающая сила к действию. (Отвечает на вопрос «Почему?», т.е. причина).
Рассмотрим наиболее распространённые мотивы.
- Интерес к профессии
- Самоутверждение
- Социальные мотивы
- Познавательные мотивы
- Творческие мотивы
- Престижность
- Материальный мотив
задание:
- распределить эти мотивы по степени важности для себя. На первое место ставится тот мотив, который будет для Вас самым главным, на последнее – менее важный.
Как Вы думаете сколько существует в мире профессий?
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.
Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности.
Должность – это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда.
Квалификация – степень мастерства в конкретной специальности.
Практическая работа
Разделить представленный список на профессии, специальности, должности
профессия
специальность
должность
Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-механик, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, экономист, депутат, прачка.
Классификация профессий
- Признаком классификации является предмет труда.
- Предмет труда – эти объекты (или их комплексы), на которые воздействует человек в профессиональной деятельности.
1. «Человек – Природа» (П)
- Предмет труда: живая природа (растения, животные, микроорганизмы)
- Примеры профессий: лесник, садовод, агроном, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, ветеринар, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа.
2. «Человек – Техника» (Т)
- Предмет труда: машины, механизмы, материалы, виды энергий, неживая природа (недра земли, почва, вода, продукты лесного и с/х)
- Примеры профессий : водитель, лётчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтёр, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик электросхем, инженер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по переработке пищевых продуктов.
3. «Человек – Человек» (Ч)
- Предмет труда : люди
- Примеры профессий : воспитатель д \с, учитель, менеджер, психолог, врач, медсестра, продавец, парикмахер, социальный работник, экскурсовод, консультант, массовик-затейник.
4. «Человек – знаковая система» (З)
- Предмет труда : информация в виде условных знаков, цифр, чертежей, схем, таблиц, тестов, шифров, кодов, естественных или искусственных языков, оформление документов.
- Примеры профессий: экономист, инженер, бухгалтер, чертёжник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, контролёр-кассир.
5. «Человек – Художественный образ» (Х)
- Предмет труда: искусство (музыкальное, изобразительное, литературное, театральное, декоративно-прикладное).
- Примеры профессий : к омпозитор, артист, писатель, режиссёр, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальшица, дизайнер.
Признаком классификации является средство труда. Средство труда – это вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые действия.
- Ручной труд (Р)
- Механизированный (М)
- Автоматизированный (А)
- Функциональный (Ф)
Признаком классификации являются условия труда.
- Бытовые условия (Б)
- На открытом воздухе (О)
- Необычные (Н)
- Повышенная моральная ответственность (М)
Практическая работа
Определить, к какому типу относятся профессии:
Природа
Техника
Человек
Знак. система
Худож. образ
Эколог, экскурсовод, токарь, программист, режиссёр, агроном, стюардесса, вышивальщица, повар, корректор издательства, менеджер по персоналу, дрессировщик, механик, воспитатель, реставратор, контролёр, пианист, экономист, швея, фотограф, ветеринар, наладчик оборудования, почтальон, пчеловод, следователь.
Интернет ресурсы
- Элективный курс «Профессиональное самоопределение», психолог Ханбикова З.И. ( http://rudocs.exdat.com/download/docs-391322/391322.doc )
multiurok.ru
Профессия, специальность, квалификация — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
- Люди
- Добавить свою схему
- Заказать работу
xn--e1aogju.xn--p1ai
Конспект урока для 9 класса «Понятие о профессии, специальности и квалификации работника»
9 класс
Тема: Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.
Цель урока: Формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Составить целостное представление о мире профессий.
Задачи урока: 1.Образовательная: Формировать уважительное отношение к профессиям и людям труда; Расширять знания учащихся о мире профессий
2.Развивающая: развитие познавательной деятельности
3.Воспитательная:воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения и анализировать результаты деятельности.
Оборудование: наглядные пособия, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.
Выбор профессии должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества. Следовательно, необходима глубокая мотивация. Решение проблемы правильного выбора профессии тесно связано с формированием соответствующих мотивов. Мотив – это побуждающая сила к действию. (Отвечает на вопрос «Почему?», т.е. причина).
Рассмотрим наиболее распространённые мотивы. Интерес к профессии Самоутверждение Социальные мотивы Познавательные мотивы Творческие мотивы Престижность Материальный мотив.
задание: распределить эти мотивы по степени важности для себя. На первое место ставится тот мотив, который будет для Вас самым главным, на последнее – менее важный.
Как Вы думаете сколько существует в мире профессий?
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.
Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности.
Должность – это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда.
Квалификация – степень мастерства в конкретной специальности.
ЗАДАНИЕ: Разделить представленный список на профессии, специальности, должности
Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-механик, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, экономист, депутат, прачка.
Признаком классификации является предмет труда. Предмет труда – эти объекты (или их комплексы), на которые воздействует человек в профессиональной деятельности.
«Человек – Природа» (П)
Предмет труда: живая природа (растения, животные, микроорганизмы) Примеры профессий: лесник, садовод, агроном, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, ветеринар, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа.
Человек – Техника» (Т)
Предмет труда: машины, механизмы, материалы, виды энергий, неживая природа (недра земли, почва, вода, продукты лесного и с/х) Примеры профессий: водитель, лётчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтёр, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик электросхем, инженер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по переработке пищевых продуктов.
«Человек – Человек» (Ч)
Предмет труда: люди Примеры профессий: воспитатель д \с, учитель, менеджер, психолог, врач, медсестра, продавец, парикмахер, социальный работник, экскурсовод, консультант, массовик-затейник.
«Человек – знаковая система» (З)
Предмет труда: информация в виде условных знаков, цифр, чертежей, схем, таблиц, тестов, шифров, кодов, естественных или искусственных языков, оформление документов. Примеры профессий: экономист, инженер, бухгалтер, чертёжник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, контролёр-кассир.
«Человек – Художественный образ» (Х)
Предмет труда: искусство (музыкальное, изобразительное, литературное, театральное, декоративно-прикладное). Примеры профессий: композитор, артист, писатель, режиссёр, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальшица, дизайнер.
Признаком классификации является средство труда.
Средство труда – это вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые действия.
Ручной труд (Р)
Механизированный (М)
Автоматизированный (А)
Функциональный (Ф)
Признаком классификации являются условия труда.
Бытовые условия (Б)
На открытом воздухе (О)
Необычные (Н)
Повышенная моральная ответственность (М)
ЗАДАНИЕ: (ОПРЕДЕЛИТЬ К КАКЛМУ ТИПУ ОТНОСЯТСЯ ПРОФЕССИИ)
Эколог, экскурсовод, токарь, программист, режиссёр, агроном, стюардесса, вышивальщица, повар, корректор издательства, менеджер по персоналу, дрессировщик, механик, воспитатель, реставратор, контролёр, пианист, экономист, швея, фотограф, ветеринар, наладчик оборудования, почтальон, пчеловод, следователь.
Профессии банковской сферы.
Итог урока: Уборка кабинета. Выставление оценок.
doc4web.ru